Говоря о синдроме гиперактивности ребенка, необходимо уточнить, что существует два его разных варианта. Первый – это болезненное состояние, которое называется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) и требует помощи специалиста; а второй – просто особенность темперамента, характера и воспитания ребенка.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей

Признаки СДВГ у детей

У синдрома дефицита внимания с гиперактивностью имеются свои четкие признаки:

  • Ребенок при выполнении какого либо задания, а также во время игры не может сохранить внимание.
  • Зачастую он «не слышит», с какими словами к нему обращаются. При этом со слухом у ребенка все хорошо.
  • Практически всегда бросает начатое дело, не доведя его до конца.
  • Самому ему сложно что-либо делать.
  • Постоянно теряет предметы, нужные каждый день (школьные принадлежности, игрушки).
  • Очень легко отвлекается.
  • В повседневных привычных ситуациях проявляет забывчивость.
  • Он находится в постоянном движении, и даже во время принятия пищи.
  • Все и всегда выполняет с шумом.
  • Совершает много бесцельных движений.
  • Много говорит.
  • При ответе на вопросы совершенно не задумывается.
  • Вмешиваясь в разговоры и игры, мешает другим.
  • Не способен подождать, постоять в очереди.

Если у ребенка таких признаков набралось больше шести, и они проявляются дольше, чем пол года подряд, то велика вероятность, что перед вами случай не характера и темперамента, а именно болезненного состояния, нуждающегося во вмешательстве специалистов.

К перечисленным выше симптомам СДВГ можно добавить, что дети с этой болезнью не способны контролировать себя, они сами не в силах успокоиться и остановиться, на замечания и запреты они абсолютно не реагируют. Зачастую они агрессивны и импульсивны, быстро отвлекаются, выбиваются из сил, не доводя ничего до конечного результата, говорят они много и быстро. Задавая огромное количество вопросов, ответы на них совершенно не слушают. Они довольно неуклюжие (ломают, роняют вещи), плохо спят, часто страдают энурезом, кишечными расстройствами.

Как отличить гиперактивного ребенка от просто активного

Существует простой способ: Так, если ребенок абсолютно везде (и в магазине, и дома, и при гостях, и в малознакомом месте, и в детском коллективе) ведет себя одинаково, значит ситуация требует помощи педиатров-специалистов (неврологов, психиатров, психологов). Вначале просто проконсультируйтесь с ними, затем при не подтверждении ваших опасений вплотную займитесь воспитанием вашего чада (об этом ниже). Если же ваши сомнения специалисты подтвердили, тогда приступайте к лечебным мероприятиям.

В случае, когда малыш шумный и непоседливый только в домашних условиях, а по приходу в гости, он сидит, словно мышка, тогда, скорее всего, речь идет об особенностях характера ребенка. Однако и тут не помешает посетить и воспользоваться советами опытного психолога.

Причины синдрома дефицита внимания у детей

К сожалению, число детишек, страдающих СДВГ, возрастает год от года. Сегодня специалисты говорят о 3%-10% таких детей. Причем мальчиков среди них примерно впятеро больше, нежели девочек.

Точные причины данного состояния пока не известны, однако патологические роды, инфекционные болезни матери в период беременности, ухудшение экологии, родовые травмы несомненно оказывают при этом свое влияние.

Некоторые родители полагают, что всему причиной недостаточно жесткое воспитание. Однако это не верно, и ужесточение мер только ухудшит ситуацию с поведением ребенка.

Проблемы детей с СДВГ

Главная проблема детишек, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью заключается в невозможности таких детей адаптироваться в обществе. Из-за своей неконтролируемой агрессии и импульсивности они игнорируют принятые правила поведения, причиняя вред и себе, и окружающим их людям.

Это сказывается на их:

  • развитии,
  • учебе,
  • общении.

Статистика показывает, что около 80% людей, отбывающих наказание в тюрьмах, в детстве являлись гиперактивными. Так что откладывать лечение нельзя, самостоятельно этот синдром не пройдет!

Правила поведения родителей с гиперактивным ребенком

  • Прежде всего надо уяснить, что перед тем, как от ребенка что-либо требовать, с ним необходимо установить контакт. Надо прикоснуться к нему, взять за руки, посмотреть в глазки. Только лишь после этого можно приступать к разговору с ним. Это важно, поскольку когда ребенок играет или чем-то занят, то он весь погружен в свои переживания, и вас попросту не услышит. В большинстве случае такой способ установления контакта помогает – ребенок воспринимает вашу просьбу и выполняет ее.
  • Также необходимо установить постоянные и неизменные правила. Заранее продумайте их и потом уже неукоснительно придерживайтесь. Сами правила должны быть просты и понятны ребенку. К примеру, если вчера нельзя было трогать чужих собак, есть конфеты перед едой, грубить бабулям, прыгать с качелей, открывать газовые вентили, то этого нельзя делать и сегодня, и завтра.
  • Чтобы ребенку было легче выполнять более сложные задания, их следует разбивать на несколько простых. Например, надо навести порядок в детской. Мы говорим: «Давай сначала застелем твою постель, т.е. поправим простыни, подушку, одеяло, накроем все покрывалом. Теперь давай соберем игрушки: конструктор и кубики – в коробку, машинки – в ящик». И так до того момента, пока все помещение не будет приведено в порядок. В следующий раз обязательно придерживайтесь той же последовательности действий. Это касается всего.
  • Во всем и всегда соблюдайте установленный режим. В любой день недели вставайте, кушайте, делайте уроки, гуляйте, ложитесь спать буквально по часам. Это очень действенный прием.
  • Хвалите. Только за дело. Когда выполнил что-то хорошо – хвалим, когда послушался – хвалим. Вспомните то дело, которое получается у ребенка лучше всего, почаще его поручайте и после хвалите.
  • Старайтесь потратить избыток энергии ребенка. Когда лишняя энергия уйдет – малыш становится гораздо спокойнее. Только лучше не просто набегаться, а направить энергию в благое дело: в занятия легкой атлетикой, акробатикой, танцами, плаванием.
  • Собравшись куда-либо (в гости, в магазин, в поездку), обязательно подготовьтесь предварительно. Расскажите ребенку, куда вы отправляетесь, что там ему надо будет делать, и как себя вести.

Полезная рекомендация: Научить использовать для себя любую возможность отдохнуть. Поручайте погулять либо поиграть с ребенком дядям-тетям, дедулям-бабулям, всем, кому вы можете доверить малыша. При этом, конечно, дайте им подробный инструктаж, чтоб все усилия не пошли насмарку. Вы же хотите, чтобы у вашего ребенка были адекватные и спокойные родители? Тогда почаще вспоминайте и о себе.