Профилактика нарушений осанки у детей

Уже немало написано о том, что начало занятий в школе очень часто является стартом развития нарушений осанки. При этом большинство связывает это явление с неправильной посадкой ребенка за партой. В то же время современные исследования показали, что ведущей причиной возникновения нарушения осанки является несимметричное напряжение скелетных мышц. Причиной его развития чаще всего бывают психогенные факторы. В этом случае наиболее действенной мерой профилактики нарушений является помощь психолога.

Чем может помочь психолог?

С момента поступления ребенка в школу он находится под наблюдением педагогов и психологов. В задачи и тех, и других входит помощь в адаптации ребенка не только в коллективе, но и в новой для него деятельности. Стресс от непривычной обстановки, нового коллектива и масштабности требований может стать причиной неврогенных расстройств, отражающихся на состоянии опорно-двигательной системы.

    При этом возможности психолога гораздо шире, потому что:

  • в результате диагностики выявляются особенности личности ребенка, его тревожные акцентуации и стереотипы поведения;
  • коррекционная работа может быть как групповой, так и индивидуальной;
  • психолог может расширять корректирующее воздействие при помощи рекомендаций для родителей и учителей.

Все психотравмирующие факторы неблагоприятно отражаются на осанке ребенка, что может быть диагностическим маркером для психолога и одновременно направлением для работы в коллективе. Выравнивание ситуации предупреждает закрепление изменений как в психологическом рисунке личности, так и в опорно-двигательном аппарате.

В то же время, если ортопедом уже поставлен диагноз нарушения осанки, то это повод для объединения усилий медиков, психологов и родителей. Нужно не только укрепить опорно-двигательную систему, но и снять факторы тревожности, страхов и психологических зажимов. При скоординированных усилиях эффект от лечения будет быстрым и необратимым.