Детский аутизм

Детский аутизмЗа последнее пятилетие лишь в одних странах бывшего Советского Союза стало в несколько раз больше детишек, страдающих аутизмом. Среди причин такого скачка отмечают и экологический дисбаланс, и участившиеся патологии беременности. Что необходимо предпринять, если вас посещают мысли, основанные на наблюдениях и личных ощущениях, что у вашего малыша не минула эта участь?

Давайте вначале определимся с характерными симптомами, присущими для данного состояния.

Если те симптомы (большая их часть), которые мы приведем чуть ниже, отмечаются у вашего ребенка очень часто, вам необходимо будет обратиться детскому неврологу либо психиатру. Более ранние сроки постановки диагноза и начала работы с детками-аутистами позволят добиться и более эффективного лечения. Однако тут следует понимать, что до консультирования со специалистом впадать в панику не стоит. Ведь ребенок может лишь время от времени проявлять некоторую симптоматику из списка, что может являться лишь временным проявлением либо пограничным вариантом нормы.

Итак, симптомы у грудничков:

  • При нормальном развитии малыш приблизительно со второго месяца своей жизни начинает проявлять реакцию на близких людей: он поворачивает в направлении знакомого голоса головку, оживает, начинает «гулить». Если же подобного «комплекса оживления» у него не отмечается, то стоит насторожиться. Также, когда при приближении близкого человека малыш не тянет ему навстречу свои ручки, тоже стоит забеспокоиться.
  • При взятии малыша на руки вы чувствуете, что ему никак не удается приспособить свое тельце к вашему, ему очень сложно принять комфортную позу.
  • Малыш не «цепляется» взглядом — никогда не останавливается глазками на чьем либо лице.
  • Не проявляет никакой реакции на появление новых людей.
  • Ребенок пассивный, когда он подолгу находится в одиночестве, никакого дискомфорта не испытывает.
  • Выдает бурную реакцию на бытовые шумы (к примеру, панически боится звука работающего пылесоса, кофемолки).
  • Малышу не нравятся яркие игрушки.
  • Боится воды.
  • После небольшого стресса (к примеру, после укола), ребенка очень тяжело успокоить.
  • Малыш очень долго способен увлеченно выполнять одно действие. Например, он месяцами может шелестеть бумагой или с интересом разглядывать настенный рисунок.
  • Взрослого в свои действия он практически не впускает, а если заметит вторжение, то реагирует довольно бурно.
  • Cпециалисты могут отметить несвойственную для данного возраста «пытливость взгляда».

Бывает, что симптомы аутизма начинают проявляться уже по достижению ребенком трех лет на фоне его нормального развития. Однако чаще всего родители начинают бить тревогу как раз после трех лет, беспокоясь по поводу отсутствия у ребенка речевых навыков. Как можно определить, имеются причины для тревоги либо нет?

Симптомы у детишек младшего школьного возраста

При обнаружении признаков аутизма у своего малыша тут же обращайтесь к специалисту. Но в отчаянье впадать не надо — подтвердить данный диагноз под силу лишь опытному неврологу и психиатру после проведения длительного наблюдения.

  • Ребенок не отзывается на собственное имя.
  • Не проявляет никакой потребности в контакте с людьми.
  • Он нечувствителен к боли, при травме не ищет сочувствия, никогда не жалуется на боль.
  • Не может отличить неживые предметы от живых.
  • Не понимая, что другому ребеночку может быть больно, способен ударить его.
  • Порой кажется, что малыш не видит и не слышит.
  • Ребенок бурно реагирует на любое изменение в условиях его жизни: новый маршрут прогулки, новое блюдо. При этом он способен уйти в себя, причинить себе боль. Потом после этого стресса он долго спит.
  • Часто может увлекаться такими стереотипными движениями, как раскачивание корпусом, кручение кистями рук.
  • Предпочитает заниматься неигровыми предметами (ключом, веревочкой и т.п.). Действия с предметом при этом постоянно повторяются. Отвлечь ребенка от них крайне трудно.
  • Из-за того, что не может выдерживать взгляда «глаза в глаза», предпочитает смотреть как будто «сквозь» людей.
  • Часто чересчур привязан к одному из близких людей (к примеру, к папе). Панически страшится расставаться с ним. Иногда этот симптом может отсутствовать.
  • Речь, как средство общения, обычно отсутствует. Ребенок иногда просто повторяет услышанные ранее слова и фразы. Порой он говорит стихами либо словно скандирует предложения. Лично о себе ребенок говорит в третьем либо втором лице («Таня», «она»).
  • Практически никогда не жестикулирует.
  • Не всегда, но интеллект заметно снижен.

Что предпринять родителям?

Хоть аутизм и считается неизлечимым состоянием, опускать руки нельзя. Судьба ребенка зависит именно от постоянства и упорства родителей. Прогноз протекания заболевания будет зависеть от степени аутических проявлений, от того времени, с которого было начато лечение, а также от интенсивности работы с малышом. И ваша жизнь, и жизнь ребенка продолжается, просто она немного подкорректируется. Вам хорошо бы познакомиться с родителями таких же детей. Сообщества этих родителей можно отыскать в любом большом городе, в Интернете. Так вы перестанете чувствовать себя одиноко в своей проблеме. Эти группы обычно проводят специальные программы коррекции для деток, страдающих аутизмом. При этом малышом будут регулярно заниматься опытные дефектологи и психологи. Кроме того, в таких группах вам окажут необходимую эмоциональную поддержку, практическую помощь.

Однако неверно думать, что малышом должны заниматься лишь специалисты.

Работать с ребенком необходимо постоянно, плановые занятия — это далеко не все. Дома родители должны самостоятельно проводить занятия, направленные на корректирование аутических проявлений. Такие мероприятия включают следующие пункты:

  • Постоянно говорите с ребенком, каждый эпизод в его жизни должен быть проговорен вами: куда идет бабуля, для кого птичка несет в ключе веточку и т.д.
  • Просмотр книжек должен сопровождаться вашими комментариями, нельзя позволять малышу переворачивать страницы автоматически.
  • Старайтесь всегда смотреть малышу в глазки.
  • Зовите его до тех пор по имени, пока он не отзовется.
  • Играйте с ребенком в самые обыкновенные детские игры: «Прятки», «С кочки на кочку» и т.д.
  • Терпеливо подталкивайте малыша сказать хоть слово, вопросительно не договаривая в конце предложения слова: «Коровка любит кушать… что?».
  • Рисуйте вместе рисунки «Обо мне»: как малыш помогает папе, побеждает дракона и т.д.
  • Надо научить малыша планировать и ждать действия на определенный срок: «Мы сложим конструктор и вечером покажем папе».
  • Без особой необходимости менять условия жизни малыша не стоит. Однако необходимо деликатно постепенно вводить в окружение новых людей, новые игрушки, новые места посещений.

Главное здесь — никогда не отчаиваться! Детки, которым был поставлен диагноз «аутизм», способны учиться в высших учебных заведениях, успешно работать, создавать семьи. Общеизвестно, что в детстве этим заболеванием страдал Вуди Аллен (кинорежиссер и актер), Боб Дилан (музыкант), Энди Уорхолл (художник), Вирджиния Вульф (писательница), Кортни Лав (певица), Дерилл Хана (киноактриса), Эндрю Джексон (президент США).

Обязательно любите своего малыша, каков он есть! Такой ребенок дарован вам Господом, так как он посчитал, что вы достаточно мудры и сильны, чтобы вырастить его полноценным человеком! Счастья вам!


Возврат к списку